ifbp.ru


Права и обязанности при общении с инспектором ГИБДД

Юр. консультации по тел.
+7 (499) 677-15-69 (бесплатно для МСК)
Юр. консультации по тел.
+7 (812) 244-93-17 (бесплатно для СПБ)
Пожалуй, для жителя современного не только мегаполиса, но и любого крупного города наиболее часто "встречаемое" должностное лицо, сотрудник полиции – это сотрудник ГИБДД. Большинству эти встречи безразличны, но водителю транспортного средства, особенно тому, который нарушил Правила дорожного движения, подобная встреча может доставить немало хлопот, а порой и весьма крупных неприятностей, связанных со штрафными санкциями, а порой и с лишением водительского удостоверения.

Как же вести себя водителю, остановившемуся по требованию инспектора ГИБДД? Вопрос далеко не праздный, ведь нередко от этого во многом зависит ход дальнейшего развития событий.

Как правило, инспектора хорошо "подкованы" – не зря регулярно проходят, тестирование на знание Правил дорожного движения. Тем не менее, у вас всегда есть право согласиться или нет с утверждением инспектора, что вы допустили нарушение ПДД. И не потому, что вы такой человек, что не любите признавать своей вины. Вы, попросту, могли и не заметить факта нарушения (бывает, и дорожные знаки метелью занесены, и разметка на дороге не видна).

Не будем говорить о банальном "заговорился" по телефону. Даже устройство "свободные руки" не оставляет "свободной голову" - самому доводилось, увлекшись разговором, проскакивать "родной" поворот к дому.

Итак, если вы полагаете, что нарушений ПДД не допускали, попросите инспектора, чтобы он развеял ваши сомнения. Вы же воспитанный человек, делайте это в вежливой форме! К тому же не забывайте, что обращаетесь к человеку, находящемуся при исполнении служебных обязанностей. Инспектор обязан представить доказательства того, что вы, именно вы допустили нарушение Правил. При сегодняшнем оснащении полиции техническими средствами инспекторы, обычно, это делают сразу, сами, причём не без удовольствия. То есть, на видео будет чётко читаться номер вашего транспортного средства, скорость, с которой вы на нём передвигались, и время, в которое всё это "торжественное" событие было "увековечено".

Все приборы должны быть сертифицированы согласно нормативным требованиям, что подтверждается соответствующими документами.

Если вы не согласны с мнением инспектора, намерены оспаривать факт правонарушения, тогда требуйте составления протокола об административном правонарушении. В протокол вносите свои объяснения, замечания. В случае если инспектор, в нарушение КоАП без составления протокола сразу выносит постановление, в нём впишите "нарушение оспариваю" - и распишитесь.

Неразумно ведут себя водители, отказывающиеся подписать протокол. Прочтите – внимательно! – распишитесь, получите копию. Пригодится, если будете обжаловать. При этом не забудьте о своих правах на рассмотрение дела по вашему месту жительства и получение юридической помощи. Поэтому непременно занесите в протокол фразу: "Ходатайствую о рассмотрении моего дела об административном правонарушении по месту моего жительства и в присутствии адвоката".

Если же "попались" в своём районе, то делайте запись о ходатайстве отложить рассмотрение дела для получения юридической помощи от автоюриста. В случае если инспектор проигнорировал ваше ходатайство, то в дальнейшем вынесенное им на месте постановление будет отменено ввиду существенных процессуальных нарушений.

Нередко случается, что инспектор, когда ситуация неоднозначная и "не тянет" на лишение прав, а нарушитель ПДД заявляет о своём желании получить юридическую помощь (не говоря о случаях, когда он сам юрист, адвокат…), сотрудник ГИБДД предпочитает опустить водителя с миром. Время дороже.

Если возникают вопросы по схеме, которую составил инспектор – также пишите о своём несогласии. Как правило, инспектора не разъясняют права и обязанности, при этом предлагают расписаться в графе "…разъяснены". Пишите: "права не разъяснены". Отстаивайте свои права, если полагаете, что они нарушены.

Если есть свидетели - запишите их показания, адреса и телефоны. Это могут быть и ехавшие с вами пассажиры, и прохожие, стоявшие на обочине. Нередко помогает и факт записи на диктофон - о чём нелишне предупредить инспектора во время беседы с ним.

Помните, что на практике получается: у суда нет оснований не доверять инспектору ГИБДД…. Поэтому лучше позаботиться о том, чтобы представить доказательства, что нарушений Правил вы не допускали. Например, фотография, на которой видно, что нет разметки на дороге – а вам вменяют выезд на встречную полосу, что чревато лишением водительского удостоверения!

Многие страховые компании настоятельно рекомендуют в случае ДТП не признавать себя виновным! А сразу обращаться к ним, в страховую компанию, для оказания юридической помощи. Нередко на месте, находясь в эмоционально возбужденном состоянии, водитель неадекватно оценивает ситуацию, и идёт на поводу не совсем добропорядочных людей, записывая в протокол фразы под диктовку "добреньких дяденек", подписывая документы, внимательно их не прочтя, толком не осознавая смысла написанного. И в итоге – расплата.

На суде прозвучит простой вопрос: "Но это, же Ваша подпись? Зачем же подписывали?". И всё… Ваши трогательные слова об эмоциональном состоянии может быть и, затронут чьи-то души, однако на принятие судом решения вряд ли окажут влияние. Есть документы, которые вы подписали собственноручно, так что…

Не перевелись ещё водители, которые по привычке пытаются "решить вопрос на месте", попросту говоря – дать инспектору ГИБДД взятку. Ой, поберегитесь!

Во-первых, очень сомнительно, что он возьмёт. Слишком велик риск не только со службы "полететь", но и статью схлопотать, с реальным сроком и огромным штрафом.

А во-вторых, вы, как взяткодатель, вполне можете "заслужить" то же самое, - мало не покажется. Поэтому лучше выбирайте один из двух путей. Если признаёте, что допустили нарушение Правил – смиренно покайтесь. И платите штраф, либо пользуйтесь общественным транспортом какое-то время, - в соответствии с допущенным нарушением.

Например, весьма известный телеведущий, будучи задержанным за управление транспортным средством, когда находился "в подпитии", просто написал в протоколе: "Признаю. Раскаиваюсь". Честно. И достойно уважения, - такое признание вины, а не факт управления автомобилем пьяным водителем.

Если же не признаёте нарушение – с ещё большим вниманием отнеситесь к документам, которые подписываете, тщательно вчитывайтесь в то, что написал инспектор ГИБДД.

Есть и ещё один нюанс: привлечение к ответственности допускается только при строгом соблюдении норм и требований закона. При их несоблюдении постановление признается незаконным и подлежит отмене. Если же говорить о постановлениях, протоколах, вынесенных и оформленных инспекторами ГИБДД в полном соответствии с буквой закона, без ошибок и нарушений процессуальных норм, то их, оказывается, не более 10 процентов. Так что при хорошей юридической поддержке (и, пожалуй, доброжелательном отношении) вполне можно найти выход из сложной ситуации.

За исключением, наверное, случаев, когда за рулём оказывается пьяный водитель. Тут если и спасает, то совсем даже не юридическая поддержка…

Поэтому правило жёсткое: пьяному за рулём не место. Независимо от того, какие у тебя заслуги или же банковские карточки с неограниченным лимитом. Все мы под одним небом ходим, для которого не существует ни важных постов родителей, ни богатств…

Как говорится, ни гвоздя тебе, ни жезла, водитель!

В добрый путь!