ifbp.ru


Электронные документы как доказательства в суде

Юр. консультации по тел.
+7 (499) 677-15-69 (бесплатно для МСК)
Юр. консультации по тел.
+7 (812) 244-93-17 (бесплатно для СПБ)
В настоящее время все организации, предприятия и фирмы переходят на электронный документооборот, так как это очень удобно, и уменьшает затраты на проведение хозяйственной деятельности. Различные документы пересылаются в электронном виде, хранятся в электронных архивах и постепенно о них забывают до какого-нибудь значимого события (проверка и другое).

Но вот юридическое лицо получает исковое заявление, по которому оно выступает ответчиком, и в судебном процессе встает вопрос о признании или не признании определенных электронных документов доказательствами по делу.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные, в предусмотренном законом порядке, различные сведения о фактах, на основе которых, суд может установить наличие или отсутствие обстоятельств, могущих обосновать исковые требования, либо возражения сторон по делу, а также других обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения, и разрешения спора по существу. Такие доказательства могут содержаться в различных пояснениях свидетелей, письменных документах и иных вещественных доказательствах, заключениях экспертов и выводах специалистов, аудио- и видеозаписей.

Документы, полученные незаконным путем, не могут быть признаны судом допустимыми и законными.

Особую роль при рассмотрении дел судами, занимают письменные доказательства. К таким доказательствам относятся различные документы, к которым, можно, отнести и электронные документы. Оценивая электронный документ, как доказательство, суд должен оценить допустимость такого документа в виде доказательства по конкретному делу. Судебному изучению подлежит факт наличия такого документа, факт оборота документа в электронной сети и наличие электронной подписи уполномоченного лица на таком документе.

Самого понятия "электронный документ" законодательство РФ не имеет, существуют различные законопроекты, которые хотят определить понятие таких документов, но пока этого нет, к таким документам применяют общие признаки документов. Это наличие обязательных реквизитов, которые установлены нормативно-правовыми актами РФ, полномочия создателя такого документа и подлинность такого документа.

К нормативно-правовому акту, регулирующему какое-то понятие электронного документа, это ГОСТ 6.10.4-84 "Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения". Такой стандарт устанавливает определенные требования к реквизитам и порядку внесения изменений в такие документы, придающие им юридическую силу. Такой документ должен иметь, прежде всего, регистрационный номер, дату регистрации, подпись или код человека, который является ответственным за достоверность и правильность изготовленного документа или утвердившего такой документ, данные о наименовании организации, которая создала документ и содержании такого документа.

Предусматривается использование, каких-либо дополнительных реквизитов, позволяющих произвести идентификацию такого документа.

В судебной практике, как по гражданским делам, так и по арбитражным спорам уже есть решения, в основу которых положены доказательства, основанные на информации, которая была зафиксирована в электронных документах.

Каким образом можно обратить электронный документ в свою пользу на суде?

Чтобы в этом разобраться, необходимо сначала понять сам процесс создания и оборота электронных документов. Всем известно, что создаются такие документы на различных электронных носителях, которыми обладает различная компьютерная техника. Оборот таких документов происходит, прежде всего, в специальных сетях (электронная почта, Интернет, внутренние электронные сети юридического лица).

Хранятся такие документы в различных архивах, которые создаются на электронных и цифровых носителях.

Понятно, что при рассмотрении дела в суде, можно принести в суд электронный носитель и показать сохраненный на нем документ, но такой документ не будет нести юридической силы, поскольку, по крайней мере, копию или оригинал такого документа нельзя приобщить к материалам дела, а приобщать электронный носитель бессмысленно.

В этом случае, возникает вопрос, каким образом электронную версию документа можно законным путем перенести на бумагу и признать доказательством?

Можно пойти двумя путями.

Первый путь, это когда сторона по делу, может обратиться к нотариусу, который, обладая законными полномочиями, заверит распечатанный документ, сверив распечатку с электронным вариантом. Эти действия разрешены нотариусу.

Второй путь, это назначение специальной экспертизы, которая установит, на каком носителе создавался документ, изменялся ли он и когда был создан.

Естественно, что в наше время все документы создаются при помощи компьютерной техники. Некоторые созданные документы, в обязательном порядке должны быть напечатаны на бумаге и нести на себе печати, штампы, и другие индивидуальные признаки. Прежде всего, это документы, с которыми должны ознакомиться, под подпись, лица (приказы, трудовой договор и другие). Также это различные сопроводительные и финансовые документы (накладные и другие документы). Остальные могут храниться на электронном носителе.

К особым видам электронных баз документов, можно отнести электронную почту и переписки. Во-первых, для того чтобы документы, проходившие в электронной переписке, признать законными, необходимо согласие владельца электронного ящика, без его согласия, документ, даже идентифицированный и распечатанный не будет признан законным. Во-вторых, даже если владелец электронной почты согласится обнародовать переписку, без нотариального оформления такие документы все равно признают не законными и не допустимыми.

Обращаясь в суд, и обосновывая свою правоту различными электронными документами, необходимо знать два важных момента. Первый момент состоит в том, что, в любом случае, электронный вариант документа придется переносить на бумажный носитель. Второй момент состоит в том, что, если электронные документы не имеют минимальных установленных требований, то их придется узаконивать через нотариуса или с помощью экспертизы.