ifbp.ru


Права и обязанности сторон франчайзинга

Юр. консультации по тел.
+7 (499) 677-15-69 (бесплатно для МСК)
Юр. консультации по тел.
+7 (812) 244-93-17 (бесплатно для СПБ)
Франшиза, как способ заработка, появился в России еще в 60-х годах прошлого века. Более двадцати лет назад Россия, основываясь на экономических потребностях рынка, открыла двери франчайзерам из других стран. Франшиза прижилась, пустила мощные корни и в начале тысячелетия прошла второй мощной волной, что, наконец, привело к быстрому росту экономического развития в нашей стране.

Зачем же нужен и чем хорош франчайзинг? Он дает возможность на взаимовыгодных условиях развивать крупный и малый бизнес, способствует быстрому территориальному росту бренда и скорому распространению товара.

В настоящее время, доля американских франчайзеров и представители европейских государств, работающих в России, на треть меньше российских. Процентное соотношение охвата рынка свидетельствует о том, что франчайзинг принят российскими предпринимателями как эффективный вид бизнеса.

Безусловно, франчайзинг активно живет в крупном бизнесе. В качестве яркого примера можно привести Макдональдс, на которого в сложившейся политической ситуации через санкции оказывается серьезное давление. Но, надо понимать, что более активные позиции занимают средний и малый бизнес. Эти категории меньше поддаются влиянию политических агрессоров, что позволяет им принимать самостоятельные решения и даже развиваться в условиях временного валютного кризиса.

Каждый начинающий франчайзи задается вопросом о том, на какую помощь он может рассчитывать от компании, которая выдает ему франшизу. К сожалению, в настоящее время ситуация такова, что «франшиза» постепенно приобретает форму разновидности договора оптовой продажи с разрешением использовать бренд франчайзера.

В реальности франшиза – это не только права, но и ряд обязанностей сторон, в числе которых активная помощь франчайзера в поиске, подборе необходимого помещения, обучение сотрудников и своевременная юридическая поддержка.

За возможность пользоваться брендом, франчайзер получает одноразовую выплату – франшизу. Далее ежемесячно, квартально или ежегодно франчайзи выплачивает роялти. Эти платежи направляются в общий фонд, для обеспечения постоянной центральной рекламы и прочие нужды, поддерживающие функционирование франчайзинговой системы.

У последнего также есть обязанности. Это своевременная выплата по установленному тарифу, соблюдение условий договора и самостоятельная реклама в продвижении продукции либо услуг.

Франчайзи не должен ждать, что при заключении договора с франчайзером, бизнес будет поднесен на блюдечке. Стороны франчайзинговой сделки несут ответственность за развитие бизнеса каждый в своем направлении. Франчайзер – это не работодатель, а партнер с контрольным пакетом полномочий.

Только три страны мира (Республика Молдова, США, Румыния) выделяют в отдельную группу законы о франчайзинге и регулируют с их помощью деятельность сторон. В других странах, к которым относится и Россия, регулирующая база франчайзинга содержится в Гражданском Кодексе, законах, связанных с предпринимательством и других различных нормативных актах, принятых в РФ.

Не смотря на то, что франчайзинг существует в России около тридцати лет, законодательно понятие франшизы до сих пор не закреплено. Существует лишь частное определение, которое оговаривается в главе 54 ГК РФ, в частности ст. 1027.

Данная статья позволяет использование договора коммерческой концессии вместо договора о франшизе, поскольку, несмотря на то, что франчайзинг уверенно шагает по стране, не для многих юристов эта ниша достаточно понятна.

Договор коммерческой концессии предусматривает возможность использования в предпринимательской деятельности комплекса уникальных прав, репутации и опыта коммерческого характера правообладателя в заранее определенном объеме (возможен к определению минимальный либо максимальный объем использования прав).

Кроме того, может быть определена территория, на которой возможно использование может заниматься деятельностью франчайзи. Последний, в свою очередь, может потребовать от франчайзера монопольного использования прав на вверенной территории, то есть, если передающая франшизу сторона, нарушит данный пункт и заключит аналогичный договор с другим франчайзи, то понесет административную ответственность за это.

Концессионный договор рекомендуется дополнять Лицензионным соглашением. Оба документа в обязательном порядке регистрируются в ФНС и Роспатенте.

Летом 2014 года в Госдуму поступил законопроект, который неравнозначно объективно относится к обеим сторонам франчайзинга. Преимущество защиты отдано стороне, принимающей франшизу и, одновременно с этим, ставит под удар хозяина бренда, обязывая его предоставлять франчайзи всю без исключений финансовую и прочую информацию. Тем не менее, российский франчайзинг становится все более и более цивилизованным, возникающие споры решаются, как правило, в досудебном порядке.

Однако, франчайзер может защитить себя самостоятельно, если в момент подписания договора с франчайзи будет настаивать на внесении отдельного пункта, который защитит принадлежащий ему бренд и авторское право на изобретения, если такие имеются.

Остается вопрос, почему за десятки лет, несмотря на предпринимательский интерес, франчайзинг развивается, но не теми темпами. Специалисты, анализирующие проблемы в развитии бизнеса, прогнозируют движение франчайзинга из крупных городов. Однако, из-за нестабильной ситуации в экономике предприниматели, желающие занять эту нишу, не имеют финансовой возможности.

Кроме того, российские банки под предлогом медленной окупаемости отказываются кредитовать предпринимателей по франшизе, опасаясь несвоевременного возврата или полного невозврата заемных средств.

Подводя итоги, чтобы фрачайзинговый бизнес имел возможность развития на одном уровне с другими, необходимо законодательно выделить понятие, применимое именно к франчайзингу, ввести ответственность для сторон, не ущемляя интересы отдельных лиц франчайзера или франчайзи.