ifbp.ru


Законодательство о спиртосодержащей продукции

Юр. консультации по тел.
+7 (499) 677-15-69 (бесплатно для МСК)
Юр. консультации по тел.
+7 (812) 244-93-17 (бесплатно для СПБ)
Вопросы производства спирта и продукции, в состав которой входит спирт, регулируется специальным законом об обороте спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкоголя. Закон был принят в 1995 г.
 
Законом оговорено, что его правила распространяются не только на собственно спиртные напитки (в законе дана, по сути, их научная классификация), но и на лекарственные препараты, пищевые продукты, и непродовольственные товары, в которых есть определенная доля спирта.
 
В законе оговариваются:

· полномочия федеральных органов, органов субъектов федерации, а также местных советов или иных представительных органов в части регулирования производства и оборота спиртосодержащей и алкогольной продукции;

· требования к предприятиям, которые занимаются производством и торговлей и организацией производства к процессу производства;

· детально описан процесс государственного контроля в каждом процессе;

· затронуты вопросы лицензирования.
 
В законе оговаривается, что он является первичным актом в этой области. Все остальные законы, постановления правительства, органов власти должны применяться в части, которая не противоречит этому закону.
 
Вопросы лицензирования хранения. В законе оговаривается, что производитель и продавец должны иметь лицензию, чтобы на законных основаниях хранить, производить и поставлять спирт и продукцию, которую он содержит. Нередко в связи с этим возникают проблемы у всех, кто связан с производством, поставкой или продажей спирта или спиртных напитков. Например, организация хранит спиртосодержащую продукцию или для себя или для кого-то другого.
 
Арбитражная практика пришла к пониманию, что хранение любого вида продукции не входит в лицензию на производство и её распространение. Согласно закону нельзя хранить чью-то продукцию на своем собственном складе. Нужно или оформить лицензию на хранение для третьих лиц (ст. 18 Закона) или оформлять документы таким образом, чтобы не возникало оснований утверждать о незаконном хранении. Достаточно в договорах прописывать наступление права собственности на продукцию с момента фактической передачи продукции.
 
Неоднократно компаниям отказывали в оформлении лицензии, связанной с алкогольными напитками или иными продуктами в которых он содержится. Согласно ст. 20 Закона такое допускается, если организация заявитель имеет долги перед налоговой службой в виде неоплаченных налогов, штрафов, пени. Если долг имел место в период оформления, но был скрыт, то разрешение, скорее всего, аннулируют. Если же долг появится после получения лицензии, то она не может быть отнята.
 
Обязательно, чтобы производимый и продаваемый продукт был зарегистрирован в единой государственной системе учета. Отсутствие регистрации производимой продукции и выставляемой на продажу приведет к отзыву лицензии.
 
В заявке на выдачу лицензии надо указывать все производственные мощности (подразделения) организации, где планируется вести производство. Использование мощностей, не указанных в лицензии считается нарушением лицензионных правил и ведет к штрафу.
 
Вопросы декларирования объема продукции. На данный момент декларирование произведенной продукции, её объемов должно проходить только в электронной форме. Отсылка бумажных документов приведет к административному штрафу. И это не избавит нарушителя от обязанности отправить документ в электронном виде.
 
Предприятия должны задействовать не менее 50 % мощностей для производства спирта и не менее 20% для производства водки. Если компания не в состоянии поддерживать этот уровень, необходимо уведомить надзорный орган и приостановить производство. Будет законным непредставление декларации об объемах произведенной продукции за соответствующий период простоя (постановление Правительства от 08.08.2012 г.).
 
Вопросы ответственности. Допущение нарушения правил компанией производителем или продавцом правил закона, за которые лицензия отзывается, не может всегда наказываться только отзывом лицензии. Должна учитываться степень существенности нарушений, которые совершила компания, а также насколько необходимым является именно это наказание.

Производство, продажа в розницу согласно ст. 14.17 КоАП могут привести к штрафу от 200 до 300 тыс. руб. в случае, если лицензия не была оформлена.

ИП может продавать только пиво, медовуху, сидр, пуаре, а также продукцию непродовольственного назначения, в которой есть спирт (например, косметика, духи, одеколон).
 
Если продукция производится с невыполнением технических условий, государственных стандартов, считается нарушением условий, на которых выдавалась лицензия. Это значит, что, даже произведя качественный товар, все равно придется отвечать за нарушение технологии производства.
 
Незаконность выдачи лицензии. Заявитель может оспорить отказ выдать ему лицензию, но и государство не лишено возможности через прокуратуру оспорить законность выдачи разрешения на производство, хранение для третьих лиц и поставку спирта и алкогольной продукции. В этом случае получатель лицензии будет третьим лицом в деле. Такое процессуальное положение дает возможность в полной мере отстаивать правильность своей позиции: подавать документы, делать заявления, просить назначение экспертизы, оспаривать решение суда. Не стоит надеяться на активность органа, выдавшего лицензию. Владелец лицензии во многом может рассчитывать только на себя.
 
Получая какие-либо письма от государственных органов, или сталкиваясь с иными действиями, нужно реагировать, всегда подавая письменные заявления, которые будут служить доказательствами в судебных процессах, если такие произойдут.
 
Использование контрольно-кассовой техники. Все, кто осуществляет торговлю алкоголем в городских поселениях, обязательно должны иметь контрольно кассовый аппарат, хотя, по общему правилу, если есть возможность выдавать чеки, то не обязательно иметь аппарат. Это требование, правда, не распространяется на тех, кто продает пиво, медовуху и пуаре.