ifbp.ru


Кадастровый учет объектов недвижимости

Юр. консультации по тел.
+7 (499) 677-15-69 (бесплатно для МСК)
Юр. консультации по тел.
+7 (812) 244-93-17 (бесплатно для СПБ)
Каждый человек, приобретая недвижимое имущество, сталкивается с вопросами его оформления. Начиная которое, многие граждане оказываются в правовом плане не готовыми к возникающим сложностям и тонкостям данного механизма, в том числе в процессе кадастрового учета недвижимости.
 
Сегодня кадастровым учетом (КУ) занимаются Росреестр и его подведомственные органы: Кадастровая палата и Ростехинвентаризация. Правом приема документов также наделены многофункциональные центры, созданные во избежание очередей и действующие по принципу «одного окна» (п. 3 ст. 3 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).
 
Государственный кадастровый учет объектов недвижимости – это действия Росреестра и его полномочных органов по внесению и изменению сведений, прекращению существования объектов недвижимости, определению их кадастровой стоимости и выдаче таких сведений заявителям.
 
Кадастровый учет объектов недвижимости (КУОН) проводится с целью наделения объекта недвижимости признаками, позволяющими отличить его от аналогичных объектов, а также определить его кадастровую стоимость, т.е. индивидуализировать его. Для индивидуализации каждому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер, который не изменяется и не повторяется во времени и пространстве. Кадастровая стоимость берется за основу при определении арендной платы или налога на имущество.
 
КУ проводится в отношении следующих объектов:

· объектов незавершенного строительства;

· земельных участков;

· сооружений;

· помещений;

· зданий.

Не могут быть объектами КУ:

· предприятия;

· воздушные суда и космические объекты;

· морские суда и суда предназначенные для внутреннего плавания;

· недра.
 
КУ проводится при создании нового объекта недвижимости, строительства дома, выделении долей земельного участка, проведении перепланировки помещения, изменении разрешенного использования или категории земельного участка, площади или адреса объекта недвижимости, внесении сведений о прекращении существования объекта недвижимости.
 
Документы, которые необходимо предъявить заявителю при обращении в органы кадастрового учета, предусмотрены ст. 22 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»:

- заявление по специально установленной законом форме;

- для оформления квартиры или жилого дома нужен технический паспорт;

- для внесения сведений о вновь создаваемом земельном участке необходим межевой план;

- документ об оплате пошлины;

- акт обследования при снятии с учета объекта недвижимости;

- постановления, свидетельства, договоры либо иные правоустанавливающие документы, выдаваемые Администрацией города или района;
паспорт (иной документ, удостоверяющий личность);

- доверенность, если обращается представитель лица;

- судебные решения, дающие право на объект недвижимости.

По окончании процедуры кадастрового учета принимается решение о внесении изменений в объект недвижимости, постановке либо снятии с учета объекта и выдается кадастровый план территории или кадастровый паспорт объекта недвижимости, или кадастровая выписка, или документы являющиеся основанием для внесения записи в Реестр.
 
Документы кадастрового учета выдаются одним из способов, указанных в заявлении: лично заявителю или его представителю, почтовым отправлением в бумажном варианте или в электронном, путем направления на указанный в заявлении адрес электронной почты.
 
Ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» регламентирует, что орган КУ вправе приостановить внесение сведений при наличии следующих оснований:

· документы по содержанию или по форме не соответствуют нормам закона;

· представлены не все документы, необходимые для КУОН, и они не могут быть запрошены органом кадастрового учета из других органов;

· расположение помещения полностью или в части совпадает с расположением другого помещения;

· выявлены противоречия сведений в документах КУ и сведений в Реестре;

· установлено пересечение границ одного земельного участка с границей другого участка либо границей муниципального образования, либо границей территориальной зоны;

· в межевом плане площадь земельного участка отличается от площади, указанной в иных документах;

· в случае, если после внесения сведений в Реестр кадастра, не будет обеспечен проезд или проход к земельному участку.
 
О приостановлении КУОН выносится решение с указанием причин такой приостановки, которое направляется заявителю. В этом случае у заявителя есть время для устранения причин приостановки, но оно не может превышать трех месяцев с момента вынесения такого решения. После представления исправленных или необходимых документов заявление снова направляется на рассмотрение, при этом срок КУ продлевается на время не истекшее до приостановления.
 
В соответствии со ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в КУ объекта недвижимости может быть отказано, если:

· объект не является объектом КУ;

· заявление и документы подало лицо, не имеющее полномочий;

· истек срок для устранения недочетов, выявленных при внесении сведений в Реестр;

· не представлены запрошенные документы другими органами и эти документы не были представлены заявителем;

· преобразуемый объект выделяется или изменяется из объекта недвижимости, имеющего временный характер;

· в силу закона не допускается преобразование одного объекта из другого объекта недвижимости (объединение земельных участков с различной категорией земель);

· размер земельного участка меньше размера допустимого по закону;

· в орган КУ поступили возражения о внесении сведений об объекте недвижимости;

· одно помещение не обособлено от другого помещения;

· нарушена процедура согласования границ объекта недвижимости.
 
Решение об отказе органом КУ во внесении сведений об объекте недвижимости также направляется заявителю. Решения органа КУ могут быть обжалованы в судебном порядке.
 
Можно выделить следующие особенности КУ.

Заявителями при снятии объектов недвижимости с КУ, внесении изменений в части адреса правообладателя, учете части объекта недвижимости могут выступать только собственники объектов недвижимости. Обратиться с заявлением о постановке на КУ, внесении изменений может как пользователь объекта недвижимости, так и иное лицо (ст. 20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

КУОН проводится в сроки, установленные законом. Согласно ст. 17 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» рассмотрение документов о постановке на кадастровый учет, внесении изменении и снятии с учета объекта недвижимости проводится в течение 10 рабочих дней, об изменении адреса владельца объекта недвижимости – 3-х рабочих дней, внесение информации, поступившей из других органов – 30 рабочих дней.

Объект недвижимости считается поставленным на учет с момента внесения соответствующей записи в Реестр.

Заявление с прилагаемыми документами, в том числе и пошлиной, может быть подано в любое отделение Росреестра, Кадастровой палаты, органов Ростехинвентаризации или многофункционального центра лично правообладателем либо его представителем или путем заполнения бланка на сайте Росреетра с приложением необходимых документов, в том числе и подтверждающих оплату пошлины.

При образовании нескольких объектов недвижимости из одного объекта подается только одно заявление, при этом заявление о снятии преобразуемого объекта недвижимости не требуется.

Сведения, вносимые в Реестр недвижимости, являются временными и приобретают статус постоянных только с момента внесения записи в Реестр прав, т.е. государственной регистрации прав. Если в течение года, заявление о регистрации прав не подано, а права не зарегистрированы, то эти сведения удаляются из реестра прав.
 
Кадастровый план объекта недвижимости является важным документом. При его отсутствии не может быть осуществлена государственная регистрация прав на недвижимость. Он содержит в себе основополагающие сведения об объекте недвижимости: кадастровый номер, местоположение, наименование объекта, его площадь, разрешенное использование, категорию земель, которые отражаются в свидетельстве о регистрации права.