ifbp.ru


Аттестация персонала

Юр. консультации по тел.
+7 (499) 677-15-69 (бесплатно для МСК)
Юр. консультации по тел.
+7 (812) 244-93-17 (бесплатно для СПБ)
Аттестация персонала – это очень важный процесс в организации и переорганизации работы сотрудников предприятия. Во время его проведения можно найти слабые и сильные стороны коллектива, его активные и пассивные звенья, рассмотреть каждого сотрудника как личность, оценить качество и уровень работы. В общем, это тщательный пересмотр персонала по итогам его работы в коллективе. Именно в процессе аттестации персонала руководство раскрывает новые потенциалы работника, находит к нему подход для достижения лучшего уровня и качества выполняемой им работы.

Кто занимается аттестацией? Таким процессом обычно занимаются кадровые службы и линейные руководители. Основная ответственность за проведение аттестационных мероприятий ложится, конечно же, на работников кадрового отдела. Именно они разрабатывают систему оценки персонала, разрабатывают и утверждают нормы, которым должны соответствовать работники и их труд, набирают и обучают сотрудников, которые должны проводить аттестацию, контролируют проведение процедур, а также собирают, а позже и хранят информацию об аттестации. В свою очередь, линейные руководители выявляют наиболее важные критерии оценивания, составляют анкеты, пишут характеристики и рекомендации персоналу, и участвуют в общей комиссии.

Каковы основные цели проведения аттестации? А цели всего две. Это оценка труда и оценка самого персонала.

В процессе оценки труда проверяется соответствие реального труда персонала с планированным, сверяется успеваемость. По завершении аттестации руководитель получает ответ на вопрос: справляется ли персонал с выполнением плана качественно и в срок?

В процессе оценки персонала рассматривается каждый работник отдельно. Выясняется его уровень подготовки к тому виду работы, которым он занят, оценивается его труд, рассматриваются прошлые достижения для составления перспективы каждому сотруднику. Тогда же и пишутся характеристики и рекомендации, которые позже рассматриваются руководителем и отделом кадров для решения дальнейшей судьбы работника. Он может быть оставлен на должности, если полностью удовлетворяет руководство и качественно справляется со своей работой, повышен, если в нём видят потенциал, либо уволен, если качество его труда и подготовки не соответствуют нормам.

А для постоянного контроля качества работы и успеваемости относительно планов в больших организациях принято проводить такие аттестации каждый год.

Этапы проведения аттестации. Аттестацию персонала можно разбить на восемь основных этапов и множество пунктов. Теперь обо всём по порядку.

Первый этап – подготовка. Он состоит из разработки правил и норм, изданию документов и приказа об аттестации, подготовки сотрудников, которые будут её проводить, анкет, бланков, и программы, которой будет следовать комиссия.

Второй этап – проведение самой аттестации, когда персонал и руководство пишет отчёты о своей работе, заполняют специальные документы, все данные собираются и проводятся заседания комиссии.

Третий этап – это уже подведение итогов. На этом этапе анализируется собранная информация, пишутся рекомендации и характеристики и утверждаются итоги.

Четвёртый этап – анализ труда. Тут выявляются сотрудники, чья работа не удовлетворяет нормам, а чья – соответствует или даже превышает их. Конечно, на этой ступени открываются перспективы для работников, чей уровень знаний, практики и подготовки выше того, что требуется для его уровня.

Пятый этап – оценка самого персонала. Оценивается степень подготовки персонала к работе, эффективность труда, рассматриваются индивидуальные качества и перспективы каждого сотрудника. На этом этапе работника можно рассматривать как личность, не забывая про его профессиональные качества.

Шестой этап – систематизация полученных данных. Он включает в себя составление рейтинговых таблиц аттестуемых работников, их сравнение, выявление «групп риска» - работников, чей уровень подготовки не соответствует нормам, а также выявление работников с большим потенциалом к карьерному росту, чей уровень подготовки и труда превышает нормативный.

Седьмой этап – проведение консультаций с каждым аттестуемым и с группами. Комиссия и руководство даёт рекомендации сотрудникам. Собирается дополнительная информация для кадрового отдела.

И, наконец, восьмой этап – организация хранения данных, разработка систем хранения, распределение информации. Это очень важный этап, потому как часто приходится доставать информация из отдела кадров и она должна быть удобно расположена.

Итоги аттестации. Любой руководитель хочет видеть своё дело процветающим, прибыльным и эффективным. Для этого нужно тщательно следить за работой персонала, за соответствием темпа и качества выполнения работ относительно планов, за должной квалификацией и подготовкой работников к труду. Таким образом, проводя аттестацию, руководитель выявляет сильные и слабые места компании, делает выводы и составляет план по исправлению или улучшению ситуации. Для этого может требоваться и замена сотрудников, не соответствующих норме, и повышение самих норм труда в отдельных областях компании.

К тому же, в результате проведенной аттестации могут быть выявлены сотрудники, годящиеся на более высокие должности, с перспективами и талантами для работы в других областях компании. Они могут принести на других должностях значительно больше пользы.

Поэтому не следует воспринимать аттестацию сотрудников как «отсев кадров». Именно аттестация помогает исправить ошибки организации и производства, обратить внимание на сильные и слабые звенья коллектива, повысить эффективность труда, а аттестуемый персонал получает характеристики и рекомендации, которые, возможно, помогут им в продвижении по карьерной лестнице, хотя это зависит исключительно от трудолюбия, добросовестности и честолюбия каждого работника.